Суббота, 18.05.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость RSS
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Японские куклы. История и виды
16:02
 

Японские куклы. История и виды


Многим из нас нравятся японские куклы. Они удивляют и вдохновляют. У каждой из кукол есть свой характер и какая-то история. Японские куклы совсем непохожи ни на французских кукол, ни на кукол Барби. Таинственные, оригинальные, красивые и пугающие, они привлекают к себе внимание как детей, так и взрослых. В Японии необычное отношение к куклам – им поклоняются, ими восхищаются, они становятся участниками праздников и торжеств. История японских кукол уходит глубоко в древность, мастерство куклоделов передается по наследству. И в этом посте попробуем разобраться в том, что же такое японские куклы и какие они бывают.

Традиционные Kokeshi производят в шести префектурах района Тохоку. Существует двенадцать школ дизайна, эксперты скажут точно, где они были изготовлены и часто кем.


Creative Kokeshi не придерживаются традиционных конструкций, происходящих из района Тохоку. Мастера руководствуются своим вдохновенем, они полностью свободны в плане формы и окраски, только традиционное ограничение – производство с помощью станка. В отличие от традиционных kokeshi, они не отображают какие-либо свои отличительные местные цвета, ни методы, которые передаются через поколения.


Они просто представляют собой оригинальные произведения искусства отдельных мастеров. Это сравнительно новое понятие, когда большинство мастеров пытаются выразить определенные темы в рамках своей работы. Каждый год в начале сентября в Naruko онсэн собираются мастера со всей Японии, чтобы принять участие Kokeshi-конкурсе, где самый престижный приз – награда от премьер-министра. Почти каждая провинция имеет свою куклу. А японские патриоты считают, что прообразом российской матрешки стали японские деревянные куклы, привезенные русскими путешественниками в качестве сувениров. «Дарума» – неволяшки.

Простые по форме, как наши матрешки, они считаются воплощением извечной японской тяги к умолчанию и внутренней красоте, которая ощутима и в поэзии хайку, и в деревянной архитектуре синтоистских и буддистских храмов.

Период же самого расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения - некоторые из них изображают детей, другие — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, прекрасных гейш, богов и демонов. Производством кукол занимались зимой, а также в межсезонье целые деревни и поселки. Изготавливали куклы из дерева или глины, а затем покрывали составом, в который входил порошок из мелкомолотых устричных раковин «гофун», что обеспечивало молочную белизну кукол.


В древности японцы полагали, что маленькие фигурки обладали собственной душой, и это позднее нашло отражение в философии кукольного театра Бунраку в 17-18 веке.

Бунраку (), также называют Нингё дзёрури (), от «нингё» и «дзёрури» — разновидность напеваемого рассказа, характерным специфическим голосом. В Бунраку, в основном рассказывались и показывались истории в жанре «Кайдан» об оборотнях, являющихся в обличье прекрасных женщин. Резким движением артист переворачивал голову куклы задом наперед, перекидывает пышную копну волос — и вместо прелестного белого личика зрители вдруг видят лисью морду, которая скрывалась до этого под волосами на затылке. А у другой прекрасной дамы вдруг отпадает нижняя половина лица, открывая кровавую зубастую пасть, из-под прически прорастают рога, веки глаз втягиваются и выступают красные выпученные глазные яблоки. Такие механические куклы назывались «бутай-каракури-нингё» для театров, для религиозных праздников – «даси-каракури», для детских игр – «дзасики-каракури». Простейший вариант для праздника — «камибина» (бумажные куклы, которые ранее широко применялись в ходе празднования Дня девочек среди семей, чьи финансовые условия не позволяли приобретать более дорогих образцов).


Изготавливаемые к празднику для мальчиков (Танго но секу – 3-5 мая), назвались «Гогацу-нингё» (майские куклы) или «муся-нингё» - то куклы самураев в доспехах, исторических персонажей, героев японского эпоса (Мамотаро - защитник), и «госё нингё» (дворцовые куклы) - изображения голых толстощеких младенцев-крепышей. Их считали символом мужского плодородия, могли быть подарком вышестоящего начальника самурайской семье и также передавались по-наследству, но использовались не только ими. Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, их часто дарили, как талисман перед долгим путешествием.


Первоначально этот праздник отмечался в основном только сыновьями – приемниками самураев, сейчас в это время отмечается день детей.


«Нара нингё», «Такэда нингё», «Хаката нингё» — это керамические куклы, в частности из фарфора, изображающие актеров на сцене, им характерен реализм во всех деталях. Их драматические позы напоминают о наиболее интересных эпизодах в постановках театров Но и Кабуки. Называют их также – «итимацу нингё», названные так в честь актера театра Кабуки — Сонагава Итимацу, на которого были похожи первые образцы. Материалом для этих изделий служат пропитанные смолой спрессованные древесные опилки, а красоту им придают красочные кимоно. На аукционах уникальных хаката-нингё покупают за сотни тысяч долларов. Длина их обычно составляет от 30 до 56см.

В первом десятилетии XIX века впервые были продемонстрированы куклы, изготовленные из цветов. «Кику-нингё» (хризантемовых кукол) их по сей день выставляют на праздниках цветов, украшают ими витрины и стенды.

С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо).

Ежегодно 3 марта японцы празднуют Хинамацури (хина – маленькая бумажная куколка, мацури – праздник), который сейчас называют праздником девочек. В каждой семье, где есть девочки, устанавливают стенд в виде ступенек, на котором в особом порядке ставят кукол Хина-нингё. На самом верху – Дайрисама, то есть куклы Императора и Императрицы в парадных шелковых одеждах. Ниже – куклы придворных дам, музыкантов, министров, телохранителей и слуг (всего около 15 кукол). На самых нижних ступенях стоят предметы дворцового обихода и миниатюрная мебель.

Позднее куклы стали более реалитичнее. Существует множество разновидностей и предназначений кукол в Японии. Вот самые распространённые.

Хина-нингё — куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью.

Японский император имеет божественное происхождение, а с богами играть нельзя, им можно только поклоняться. Поэтому хина-нингё – это кукла, которой только любуются и вдобавок почитают. Искусство изготовления кукол хина-нингё уходит корнями в глубокую древность, а секреты мастерства бережно хранятся специалистами. Многие куклы хина-нингё были сохраненыс древних времен, так как они очаровывают незамужних девушек . Состоятельные семьи покупали эти куклы, как только у них рождалась новая девочка.

Эти куклы входят в приданое невесты и как реликвия передаются по наследству из поколения в поколение. Сечас их выставляют в каждом доме на специальном стенде хинадан на праздник Хина мацури. Праздник кукол для девочек отмечается 3 марта. Японцы достают богато одетых кукол, изображающих жизнь императорского двора. Наверху располагаются императрица с императором, а ниже – придворные в соответствии с их титулами и рангами. Куклы красуются на хинадане около месяца, а потом их бережно упаковывают и хранят до следующего года.


Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё — куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас — «День детей»). Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей. Госё-нингё — небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц — «гофун». Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название — «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием.

Кимекоми-нингё — деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме — деревянная грань, коми — заправлять.








Кику-нингё — куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.

Хаката-нингё — керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке.


Каждый год в первую субботу апреля в небольшом провинциальном городе Инуяма, расположенном на острове Хонсю, проводится знаменитый и единственный в своем роде праздник – фестиваль оживших кукол. Сейчас уже никто не помнит, как именно возникла эта традиция. Известно только, что она насчитывает уже более 300 лет. Главные герои праздника – 13 механических кукол. Их провозят по городу в огромном фургоне. Куклы из Инуяма могут двигаться. Это максимально сближает их с человеком. В движение кукол приводят скрученные пружины или люди-кукловоды. Все части таких кукол, некоторые детали и механизмы вырезают из дерева. А технология изготовления не изменилась с древних времен.

Три дня, пока длится фестиваль, на улицах города проходят народные гулянья и разыгрываются кукольные спектакли. Их персонажи и сюжеты давно известны каждому японцу. Но желающих посмотреть представления все равно много. Любимый герой японской публики – путешественник Урасина Тара. По легенде морская царевна подарила ему деревянную лаковую шкатулку, сопроводив подарок строгим запретом – не открывать ларец ни под каким предлогом. Но любопытный Урасина ослушался приказа и заглянул внутрь. За этот проступок он был превращен в седого старика. Кроме своевольного Тара, обязательный атрибут фестиваля в Инуяма – 365 фонариков. Обычай зажигать их помогает японцам вспомнить каждый день прошедшего года, еще раз подумать о жизни, добре и зле, оценить свои и чужие поступки, то есть приблизиться к богам и природе.

Они настолько прекрасны, что хочется до них дотронуться. Но это делать нельзя, так как это не просто куклы, а национальное сокровище Японии. Эти куклы созданы только для любования. Их передают из поколения в поколение.

Современные японские куклы создаются по мотивам манги и аниме. Они порой поражают своей реалистичностью! У каждой такой куклы есть своя история. Эти куклы чаще всего шарнирные и обозначаются английской абривиатурой BJD.

Название BJD — это аббревиатура от английского словосочетания ball-jointed doll, которое, собственно, и означает — шарнирная кукла. Делаются такие куклы из полиуретана. Этот пластик неэластичный, твердый, на ощупь напоминает фарфор.

Дизайн куклы и первичная заготовка для последующего изготовления её отдельных частей изготавливаются профессиональным скульптором. После этого для каждой отдельной части прототипа изготавливается заготовка из силикона. Подобные заготовки пригодны лишь для создания нескольких копий куклы, после чего их приходится создавать заново. Эти заготовки используются для формования полиуретановой смеси. Каждая фирма держит в секрете те химические формулы, которыми они пользуются для получения жидкой и вязкой полиуретановой смолы, которая затем застывает в формах в течение нескольких часов. Это процесс требует большой точности навыков от мастеров-куклоделов, поскольку полиуретановая смола токсична, очень требовательна к внешним факторам, а так же после застывания уже не может быть повторно переработана. Затем с поверхности формованной смолы удаляется воздух при помощи специальных компрессоров. Одного пузырька воздуха достаточно, что бы испортить всю заготовку. После того как полиуретан обработан, каждую часть извлекают из заготовки и затушевывают места стыков и прочие изъяны отлива.


Части тела такой куклы соединяются при помощи шарниров, расположение которых повторяет расположение основных суставов человеческого тела. Детали соединяются эластичной резинкой, дающей необходимое натяжение. Их конструкция по-своему уникальна, поскольку, не имея жесткого скелета, они настолько хорошо сбалансированы, что смогут самостоятельно, без подставок, сохранять стоячее положение. Отдельные куклы в своей конструкции идут еще дальше – они обладают эмоциями. Это достигается за счет механизма сменных лицевых пластин. Наиболее сложной конструкцией на сегодняшний день обладают куклы художника Генто Араки, первым разработавшего и применившего эту практику, в создании BJD. Помимо смены выражений лица эти куклы так же легко меняют направление своего взгляда за счет специального регуляционного механизма.

Помимо механики, эти куклы обладают еще одной отличительной чертой, придающей им их индивидуальность и наиболее значимой для многих их поклонников, – возможностью создания полностью неповторимой куклы. Владельцы BJD могут изменить в своих куклах практически все – начиная от парика и цвета глаз, до пирсинга, татуировок и даже модификации. Но в конечном итоге даже смена парика и цвета глаз иногда полностью преображает куклу.

Рост куклы составляет от 9 до 70 сантиметров и существует тенденция дальнейшего увеличения роста. Самая недорогая кукла стоит 30$, но качественные, красивые куклы можно приобрести по цене начиная от 300$. Цена также зависит от фирмы изготавливающий куклу – если это «Volks» - самая крупнейшая фирма по изготовлению кукол в Японии, то и цена будет соответствующая.

Важная и самая приятная особенность этих кукол в том, что это не просто красивые статуэтки для хранения в витрине, бжд – игровые куклы. Они достаточно прочные и предназначены для того, чтобы их держали в руках, переодевали, расчесывали, меняли парики, глаза и мейк-ап, изменяли образ. В этом главное назначение кукол бжд, то ради чего их приобретают – занятие творчеством. Владелец всегда в поиске и всегда в процессе создания, будь то костюм или украшения, доспехи или мебель для его подопечного, он получает удовольствие и от результата, от самого процесса.
Просмотров: 768 | Добавил: isself | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz